Turkcell + БеСТ = Life?

Авг 28, 2016 - Рубрики Информация

Компания Turkcell очень любит Восточную Европу. Так, еще в январе 2005 года турки создали бренд Life, к которому позже присоединился донецкий оператор DCC. Главный вопрос, который в те времена не давал спокойно спать украинским журналистам: почему турецкая компания вышла на рынок именно тогда, и зачем ей понадобился именно DCC? Руководство Turkcell объясняло это просто: мы решили выйти на рынок Украины, чтобы укрепить свои позиции в восточноевропейском регионе. Но на самом деле ситуация была куда запутаннее.Компания Turkcell очень любит Восточную Европу. Так, еще в январе 2005 года турки создали бренд Life, к которому позже присоединился донецкий оператор DCC. Главный вопрос, который в те времена не давал спокойно спать украинским журналистам: почему турецкая компания вышла на рынок именно тогда, и зачем ей понадобился именно DCC? Руководство Turkcell объясняло это просто: мы решили выйти на рынок Украины, чтобы укрепить свои позиции в восточноевропейском регионе. Но на самом деле ситуация была куда запутаннее. DCC принадлежала Ринату Ахметову, одному из богатейших людей страны и большому другу бывшего премьер-министра Виктора Януковича, который в тот момент метил в президентское кресло. Поэтому, по мнению экспертов, Turkcell надеялась получить доступ к властным структурам Украины, дабы ускорить выход на рынок.

Однако все планы турков превратились в прах в тот день, когда президентское кресло занял Ющенко. Административный ресурс исчез, рынок пришлось брать штурмом. Каким образом Life начал бороться за абонентов? Да очень просто – в ход пошел банальный подкуп. Так, в течение нескольких месяцев любой человек мог обменять SIM-карту другого оператора на Life. Конечно, бесплатно, да и с кучей бонусов в придачу. Да и мало кто нашел в себе силы отказаться от практически бесплатных разговоров в сети, копеечных SMS-сообщений, дешевого доступа в Интернет…

Естественно, покупка доли рынка таким способом стоила дорого. Постепенно Life скатывался в бездну финансового кризиса, что привело уже в 2006 году к техническому дефолту. В экономике этот термин означает то, что компания не может расплатиться с кредиторами, однако ее главные акционеры вкладывают деньги для погашения задолженности. В итоге Turkcell и SCM (совладелец оператора) пришлось срочно перевести на счет компании $300 млн дабы технический дефолт не превратился в финансовый крах.

Это привело к незначительному увеличению стоимости некоторых услуг Life, правда, это не повлекло за собой уменьшение абонентской базы. Наоборот, Life сейчас – самый быстрорастущий оператор Украины. Но большое количество абонентов далеко не всегда гарантирует прибыльную работу. Так, показатель ARPU у оператора самый низкий на рынке Украины – среднестатистический абонент тратит в месяц всего $5.4.

Несмотря на все это, руководство компании не теряет оптимизма и верит в светлое будущее. И даже приезжает в Минск, дабы консультировать управленцев БеСТ. Вот тут-то и начинается самое интересное: не станет ли эта поездка началом очередного ребрендинга третьего белорусского GSM-оператора? Как нам кажется, все к этому и идет. Поэтому давайте представим, как может измениться БеСТ, коль он станет Life, и чего от этой смены имен стоит ждать простым пользователям.

Во-первых, низкой стоимости звонков внутри сети. Скорее всего, в первый год работы под новым брендом она и вовсе будет символической – 1-5 рублей за минуту. Впрочем, некоторые эксперты считают, что белорусский Life может и вовсе отказаться от взимания платы за разговоры внутри сети. И это было бы неплохим PR-ходом: одно дело говорить о низкой стоимости услуги, другое – сделать ее бесплатной. Наверняка студентам и людям с небольшим достатком это бы пришлось по вкусу.

Во-вторых, размер абонентской платы будет минимальным. Если вы помните, то, создавая БеСТ, его руководство не раз утверждало, что абонентская плата – это плата за воздух. Правда, потом вдруг оказалось, что воздух тоже имеет свою цену и абонентская плата все-таки появилась. Впрочем, в Life она может превратиться в чистую формальность, которая, тем не менее, позволит компании получать хоть какой-то доход.

В-третьих, раздачи на улицах бесплатных SIM-карт ожидать не стоит. Все-таки, Беларусь – не Украина: без регистрации и симпатичного штампа в паспорте никто к сети не подключит. С другой стороны, процедуру подключения можно максимально упростить. Достаточно расставить по городу палатки с симпатичными девочками, и абоненты сами потянутся. Конечно, если для подключения не придется осуществлять какие-то авансовые платежи.

В-четвертых, территория покрытия сети будет увеличиваться с каждым днем. Даже на Украине, несмотря на трехлетний опыт работы, Life остается одним из самых динамичных строителей базовых станций. Учитывая, что у БеСТ зона покрытия по сравнению с другими операторами пока небол
1ce2
ьшая, новое руководство наверняка будет вкладывать немало денег в развитие инфраструктуры.

В-пятых, дешевые звонки по всему миру. Как вам возможность звонить друзьям и родственникам в Россию или Украину всего за $10 центов? Или за $20 центов в США или Австралию? Абоненты Life имеют такую возможность. Во многом это и повлияло на быстрые темпы роста абонентской базы оператора. И это при том, что ежемесячный платеж за данную услугу составляет всего $1. Думается, что от такого предложения навряд ли можно отказаться, особенно тем, чьи близкие проживают заграницей.

И, наконец, в-шестых, 3G-лицензия. Об этом не говорил разве что ленивый, но то, что Turkcell выложил за \»мертвое\» предприятие с огромными долгами совершенно немыслимую сумму \»за просто так\» – никто не верит. Наиболее вероятный бонус, который могло предложить правительство, – первая и, возможно, единственная 3G-лицензия. Причем если эти предположения верны, то Life получит увесистый козырь. Это позволит совсем по-другому взглянуть на третьего GSM-оператора и, скорее всего, заставит к нему подключиться, как минимум, самую продвинутую часть населения. И тогда вопрос \»зачем нам нужен iPhone 3G?\» отпадет сам собою.

Таким образом, преобразование БеСТ в Life наверняка пойдет на пользу рынку сотовой связи Беларуси. Это заставит активнее работать уже существующих операторов, подтолкнет их к поиску новых путей привлечения абонентов. Ну а в то, что БеСТ останется БеСТом, верится с трудом. В противном случае возникает резонный вопрос: зачем Turkcell пришел на рынок? Чтобы завершить работу государства и сделать компанию банкротом? Наверняка, у них совсем другие планы.

Комментариев: 0.

Оставьте комментарий: